ДОРОГИ НА МОТО ПО ЧЕРНОГОРИИ
Я переехал в Черногорию на мотоцикле в 2016 и первые пару лет ездил только вдоль побережья. В целом я знал, что где-то там есть север, но мне хватало и малых прохватов вдоль моря.
Но однажды попав на север Черногории я окончательно влюбился в эту страну.
Страна крошечная, линия побережья всего 120 км и многие проехав по этой линии из Хорватии, Боснии в сторону Албании (или наоборот) считают, что они видели Черногорию и ставят галочку в списке посещенных стран.
Однако это большое заблуждение. Мне хочется отловить каждого мототуриста и заставить его проехаться по северу Черногории. В одном из моих туров был яхтсмен, который до этого посетил страну “раз тридцать и что там делать”. После тура на мото он поблагодарил меня словами, что даже не подозревал о том, что страна настолько разнообразная и что “оказывается я и не посещал ее ни разу”.
Хотелось бы предупредить так же, что не стоит приезжать сюда и планировать маршруты по старым равнинным привычкам по 800-1500 км в день. Я раньше так же пилил от заправки до заправки, выжимал максималку и вроде как кайфовал от скорости. Здесь другой тип вождения: он более техничный. Нужно осваивать навыки езды по серпантинам, понимать траекторию поворота, хохоча перекладывать мот, уметь пользоваться трейл брейкингом и прочими радостями езды. И здесь не тепличные условия трека, нужно учитывать менталитет, песочек с гор, камни, животных и прочие радости жизни. Поверьте, 300 км в день это расстояние за которое можно отжаться как лимон. Здесь есть дороги в асфальте, которые мало кем используются, нет автоматических камер и можно по настоящему насладиться мотоциклом. Но и для тех, кто любит просто неторопливое движение, улыбку до ушел от запахов природы и видов, моментных движков – Черногории тоже есть что предложить. Так что если вы видите в моем маршруте 200 км “всего” – это не всего.
Я постоянно делюсь маршрутами и каждый раз рисую их не только тем, кто арендует у нас мотоцикл, но и многим желающим (по мере возможности, конечно, не нужно думать, что я сделаю все за вас по первому сообщению в вацапе “удиви меня”). Понятно, что у каждого свои предпочтения, кондиции, навыки вождения, выносливость, творится разная погода, я пытаюсь каждый раз адаптировать и сразу и потом на лету под ход райдера, но в целом рекомендации одни и те же. Поэтому я хочу поделиться не конкретно маршрутами (хотя их тоже будет парочка коротких, а остальные я продолжу накидывать под конкретные задачи), а кусочками дорог или мест, которые стоит посетить. Это для того, чтобы было проще самостоятельно сложить все в многодневный маршрут исходя из ваших хотелок. Конечно, это не все, что стоит посетить и увидеть в Черногории, но думаю, что глубже уже надо подгонять по интересам.
Маршруты я даю в гугл.мепс – это наиболее простой способ чтобы просто загрузить на телефон. Но имеющий сильные недостатки – передаются базовые точки, не более 10, иногда гугл начинает простраивать маршрут не так, как строил мне, при этом в условиях Черногории он вполне может послать по офф-роуду или менее приятным дорогам. Поэтому я буду прикладывать картинку того, что должно быть. Одновременно буду прикладывать файлы в формате гпх для навигаторов или приложений (это в процессе).
Я не большой фанат исторической и культурной стороны вопроса, поэтому больше прокладываю дороги для каталки, чем точки для осмотра развалин или выкоебин, но и откровенные посылы в катку ради одной только катки стараюсь избегать. Все знаковые места будут на дорогах или рядом, просто не стану заострять на этом внимание в описаниях.
На 1 день. Открыточный маршрут.
Хотя я не большой фанат побережья, однако и здесь есть места ставшие открытками Черногории. В этот маршрут включены:
– неторопливые объезды Бока-Которской бухты (в районе Каменари нужно будет сесть на паром, 2.5 евро с мотоцикла за проезд, 20 минут по воде, в очереди мотоциклисты не ждут, поездка приятная и фотографичная, все просто даже первый раз).
По пути городки Рисан, Пераст, Котор. Весной и осенью, зимой можно и прогуляться, но летом не рекомендую – толпы туристов и зной. Можно часть маршрута срезать через Тиват, но летом соваться я не рекомендую – там пробки, хотя лухари марину Порто Монтенегро может и стоит посетить, тем более там один из моих любимых ресторанов в Черногории, который не стыдно рекомендовать.
– проезд по которскому серпантину. Видовые площадки, около тридцати 180 градусных шпилек.
– посещение национального парка Ловчен (сейчас за въезд берут 3 евро платы, плюс за само посещение видовой площадки с мавзолеем – дополнительно 8, я не любитель таких моментов, предпочитаю объехать через симпатичные Негуши). Но если есть время Ловчен посетить приятно и можно чуть спастись от прохлады.
– проезд по исторической столице Черногории – Цетинье. Там можно пообедать, например в ресторане Kole. Порции, националитеты и цены уже гуманные и ближе к северному образцу. Можно и прогуляться по пешеходной улице и прочие культуроведческие изыски.
Спускаемся по узкой дороге к лучшей смотровой над Река Црноевича (место называется подкова, его легко узнать)
Точка Macalov Brijeg – красивое местечко выпить кофе, съесть прыганицу, кто-то может позволить себе хорошую ракию (я про пассажиров, конечно же).
В самой Река Црноевича можно взять лодочку и прокатиться по воде.
Дальше старой узкой австрийской дорогой доходим до Вирпазара. Не порекомендую здесь ни кофе, ни перекуса, лучше не останавливаясь.
– старая дорога к побережью на Петровац
– Свети Стефан по дороге вдоль побережья и на базу
На 1 день. Южное побережье и Скадарское озеро.
В заголовке ссылка на маршрут для очень плотной катки на весь день, без особых залипаний на фоточки и прочие неги. Есть более простой вариант маршрута, которого однозначно тоже хватает на весь день, особенно если вы выезжаете только в часов в 10 утра – ссылка.
Основные моменты:
уходим по красивой трассе над Будвой в сторону Цетинье (есть пару смотровых для остановки для лицезрения будванской ривьеры).
В Цетинье в этот раз не заезжаем, хотя если уверены в своих силах можно заехать полюбоваться крокусами весной или прогуляться по пешеходной улице ради кофе.
Если вы уже ехали предыдущий маршрут, то дальше маршрут до Вирпазара перепрокладываем через Подгорицу, например заехав на местную Ниагару. Гастрооргазмировать там не стоит пытаться, но стоит тут, не заказывайте только многаблюдов – они реально могут быть огромны.
Спускаемся по узкой дороге к лучшей смотровой над Река Црноевича (место называется подкова, его легко узнать)
Точка Macalov Brijeg – красивое местечко выпить кофе, съесть прыганицу, кто-то может позволить себе хорошую ракию (я про пассажиров, конечно же)
В самой Река Црноевича можно взять лодочку и прокатиться по воде. Есть дружественные байкеры владелец лодок – лучше к нему, контакт.
Дальше старой узкой австрийской дорогой доходим до Вирпазара. Не порекомендую здесь ни кофе, ни перекуса, лучше не останавливаясь. И отсюда у нас два путя – либо по первому варианту маршрута старой дорогой на Бар, либо более простым вариантом.
Следуем по первому варианту и уходим по старой дороге на Бар. Как раз на этой дороге есть видеогеничный заброшенный тоннель от разобранной узкоколейки. Но в жару там прохладно и могут спасаться от жары стадо коров. Бывает сложновато пробить себе дорогу среди этих животных и.. ну и касаться земли там в по этой же причине не рекомендую. Тем более завалиться на мокрых камнях, хотя это все равно лучше чем работать ))
В городе Старый Бар можно прогуляться, можно ограничится проездом мимо.
Выходим на побережье и по хорошей дороге вдоль моря мчим на Ульцинь через оливковую рощу. Там пару смотровых я обозначил. В сам Ульцин стоить заезжать если хочется прогуляться по крепости, на окраинах есть хороший ресторан в сосновой роще (может не работать ранней весной, зимой и поздней осенью).
Дальше есть вариант скатать до Ады Бояны (старейшая нудисткая деревня в европе) ну или в любое место Велика Пляжа – 14 км косы из вулканического песка. Там все примерно одинаково, так что можно не ехать глубоко: песок, мелко, ветренно.
Но мой маршрут уводит дальше в сторону границы с Албанией. Не доезжая границы попадаем на смотровую Vidikovac Stegvas, где можем с высоты узреть одновременно Скадарское озеро и Адриатическое море.
500 летняя каштановая роща особенно интеересна зимой или когда еще (уже) нет зелени, но и летом приятно проехать по прохладе. В целом скорее ее надо просто пережить на моте.
И затем дорога идет с потрясными видами над самим Скадаром.
Воспользуемся старой дорогой на Петровац чтобы вернуться к побережью и уже через Свети Стефан едем на базу.
На 1 день. Бока-Которская бухта, Которский серпантин, Св. Стефан и Острог
Гугл-карты
Маршрут на один день для тех кто ну очень хочет посетить православную святыню высеченную в скале. Единственное что предупрежу – в жаркую погоду аккуратнее с подъемом в сам монастырь. Остальные моменты описаны в других маршрутах.
На 1 день. Лучший способ для исследования Дурмитора, Черногория на мотоцикле
Национальный парк Дурмитор одно из самых знаковых мест для посещения в Черногории на мотоцикле. Он по настоящему потрясающ. В нем можно найти и дороги для оффроуда, но и проложенных асфальтовых дорог очень много и с каждым годом становится все больше. Каждые полчаса ландшафт сменяется полностью и вас словно переносит с одной планеты на другую. Горные пики, ледниковые озера, хвойные леса и пустынные поля сменяют друг друга.
В зависимости от сезона, погодных условий и направления движения виды могут быть совершенно разные. Я проезжал по его дорогам сотни раз и каждый раз он мог меня удивить.
Я предпочитаю ехать по предложенному маршруту против часовой стрелки, так мне кажется дорога более интересна.
Я бы закладывал целый день на данный маршрут: очень много серпантинов, узких дорог, закрытых поворотов и потрясающих видов, конечно.
На приложенной карте я оставил два замечания, важных для тех, кто первый раз поедет:
Отметка на карте 1.
Отмечена граница с Боснией. Путь лежит вдоль границы, и хотя и проходит мимо поста контроля на Черногорской стороне – не переживайте, вы не покидаете пределы Черногории.
Если вы идете по часовой стрелке – не нужно ждать очереди на границе, объезжайте ее. Помахайте рукой офицеру на таможне и скажите, что вы едете в сторону Дурмитора. Вас пропустят, через 50 метров вы увидите шлагбаум – можете проехать справа от него если вам его не открыли. Не езжайте налево через мост – это граница с Боснией.
Если вы едете против часовой, то подъехав к шлагбауму объедте его слева либо нажмите кнопку, чтобы вас запустили. Езжайте прямо до пограничника и скажите, что вы со стороны Дурмитора. Он вас видел. Не ждите очереди на паспортный контроль.
Отметка на карте 2 (только для ГУГЛ.карт)
Зеленым отмечен правильная асфальтированная дорога. Гугл, к сожалению, ее не знает. Если вы едете против часовой вы увидите развилку, езжайте прямо по указателям, не сворачивайте на 90 градусов на лево как говорит гугл. Вся дорога будет асфальтовой.
Если вы едете по часовой – езжайте прямо по указателю Дурмитор. Не сворачивайте направо.
Та дорога, что указывает гугл тоже есть, но она гравийная и может быть тяжелой после дождя.
На 5+ дней Асфальтовый маршрут без выездов из Черногории
Собрал все основные интересные асфальтовые дороги и места. Каждый день рассчитан на 5-5,5 ездовых часов. В любой из дней есть, что исключить на случай непогоды. Учитывая обеды, перекуры и остановки это нормальная плотность движения. Конец маршрута выбран так, чтобы можно было найти приличное жилье. Конечно, есть моменты и остановки которые вы не найдете без гида, но в целом сложить представление о стране сможете.
Не хватает по хорошему только национального парка проклетье, там тоже есть чем заняться на сутки, особенно если у вас есть возможность посетить Албанию (с 23 года для рф паспортов только с визой Албании или шенгенской.
В любой день можно добавлять дорожки по гравийкам и полям, но это отдельная работа, так можно маршрут и на пару недель растянуть.
На третьем дне можно выехать в сторону Боснии и Герцеговины и добавить пару дней катки с ночевками в Сараево и Мостаре.
1й день (Sv. Stefan, Bar, Ulcin, Skadar NP, Rijeka Crnojevica)
2й день (Delaj, Grlo Sokolovo, Bukumirsko jezero, Moraca canyon, Kolasin)
Альтернативный вариант с выездом в Албанию (SH20 panoramic road, Prokletje NP, Moraca canyon, Kolasin, но для РФ паспортов теперь нет безвиза даже летом)
3й день (Biogradska gora NP, Đurđevića Tara Bridge, Tara canyon, Durmitor, Nedajno, Mratinje dam, Piva lake)
4й день (Durmitor, Trsa, Sedlo pass, Prtas, Savnik, Kapetanovo lake)
5й день (Ostrog, Boka-Kotor bay, Risan, Perast, Kotor, Kotor’s serpentine, Lovcen NP, Cetinje, Budva)
На 8+ дней Асфальтовый маршрут с Албание и Боснией и Герцеговиной
1st day Budva – Ulcinj – Skadar Lake – Rijeka Crnojevica – Podgorica
2nd day Podgorica – Grlo Sokolovo – Moraca river canyon – Theth (Albania)
3rd day Theth – Grebaje Vally – Prkletije NP – Plave Lake – Kolasin
4th day Kolasin – Biogradska Gora NP – Zabljak – Tare Canyon – Nedajno – Mratinje dam – Piva Lake Comarnica river canyon
5th day Piva canyon – Durmitor – Prutash – Sedlo pass – Krnovo – Kapetanovo Lake – Niksic
6th day Slano Lake – Bileca Lake – Sutjeska NP – Foca – Sarajevo
7 day R436 road – Rama Lake – Blidinje Lake – Jablanica lake – Neretva river – Mostar
8 day Kravica Waterfall – Stolac – Trebinje – Risan – Perast – Kotor – Kotor bay – Lovcen NP – Cetinje – Budva