BMW R 1300 GS. Революция? Эволюция?
Я много езжу на разных БМВ 1250 ГС со стандартной, заниженной, спортивной (от эдвенчера) подвеской и на самом эдвенчере. Более того, они все есть у меня в парке под пристальным наблюдением. И вот вам мой обзор первой тысячи км нового BMW R1300GS трипл блэк стандарт, пополняющий мой прокатный парк в Черногории.
Весь ворох нововведений вы уже и сами где-нибудь почитали, так что не стану сыпать цифрами и описаниями подрамников и прочих сантиметров которыми обычно меряются, постараюсь просто описать ощущения в сравнении с уже уходящим поколением гуся. Тринадцатьсотый у меня со всеми пакетами опций и потому, сравнивать его буду со своим трипл блеком, так же со всеми пакетами.
БМВ 1300 ГС я уже видел вживую на презентации пару дней до этого, и меня ни до, ни после ничего в его внешности не смущает, не отвращает и я не играю в угадалки на что больше это похоже: на хищника или на крышку от унитаза. Вживую мотоцикл производит приятное впечатление, более того, он органичен во всех деталях. Нет выпирающих странностей или моментов, за которые глазу можно было бы неприятно цепляться раздражаясь. Все ладно, добротно и качественно сделано, на уровне к которому мы привыкли. Разве что карамическое черное покрытие двигателя напоминает поверхность сковородки, но оставим это эстетам с ранимой внутренней организацией.
Забирать на обкатку 1300го я приехал на эдвенчере почти настроенном под свой рост 197 см: рычаги и лапки от опции 719 (а потому настраиваемые), райзеры руля на 50 мм и комфортное родное сидение, что так же чутка добавляет высоты.
И вот позиция водителя на 1300м реально удивила. Я, конечно, читал, что байк производит впечатление более мелкого, чем предыдущее поколение, но не думал, что настолько. Поначалу списал это на большую разницу с эдвенчером донастроенным под себя, но на следующий день, свингерствуя в паре с 1250м со всем стандартным, это ощущение не ослабло.
Во-первых, положение ног чуть более поджатое, возможно подножки отнесены более назад, чем было. Сидение настраивается теперь только с одной стороны на угол наклона, а не как раньше с двух на высоту. Во-вторых – руль. За ним явно приходится дальше тянуться. Точнее за ним в принципе надо тянуться. Т.е. посадка стала чуть более в уклон спортивного, чем прямая. Ты как бы надвисаешь над рулем (в сравнении, конечно). Все что впереди в целом более мелкое. Наверно ближе к нинету даже, когда вот оно все тут, подле, какое-то чуть ли не миниатюрное. Нет монументальности и торжественности восседания на троне за роялем, которое ощущалась на предыдущем трипле. Ты сидишь более агрессивно, даже чуть нервно сжимая коленки как девственница на первом свидании. Поэтому, когда при +8 градусах я пересел на 1250 и тронулся, то было ощущение что не закрыл скворешник – ветер прохладою шелестел в районе низа живота, на 1300 плотнее скатываешься на бак. Хотя может и лучшая ветрозащита так работает.
Первые метры только усилили впечатление другой посадки. Понятно, что резина абсолютно новая и горбик не подстерт , но даже делая скидку на это – байк очень вертляво и с желанием рулится на малых скоростях. Рулевая колонка производит впечатление поставленной более вертикально. Посадка добавляет возможности все это контролировать и с удовольствием маневрировать. Ощущение как от более мелкого, городского мотоцикла становится не только визуальным, но и преобладающим. Центр тяжести стал еще ниже.
При этом цилиндры двигателя находятся выше, они больше, и я более всего опасался, что в них будут упираться мои колени. Но нет, расстояние от ног до горшков стало дальше что в положении езды, переключения, что при остановке. Хотя может быть у меня уже на физическом уровне записались боль и страдания и ноги я на автомате поджимаю.
Но при всем при этом, когда я влился в городской, поток привыкание произошло мгновенно. Да, посадка более активная, даже локти чуть-чуть приподнимаются для активной работы, но характер и ощущения от старого гуся присутствуют. Нет необходимости значительно переосмыслять мотоцикл, психологически он кажется ужее и поэтому в междурядье заскакиваешь как под платье к давней знакомой: приятно и узнаваемо, легко и без сопротивления.
Стоит отметить, что изменилась и система установки сидений: теперь оно не позволяет изменить высоту посадки, как раньше, а только угол наклона для водителя (за счет изменения высоты задней части) и положения пассажирского сидения вперед-назад. Диапазон изначального подбора высоты по седлу от 80 до 89 см остался, но только в паре с использованием опции автоматического приседания подвески. Без данной опции высота регулируется только заменой сидений.
Размещенная под двигатель коробка теперь включается без знаменитых содроганий, пробирающих сквозь потроха до самого солнечного. Но определенно она не стала тише. Ощущения от коробки другие: может чуть легче, может чуть внятней, но не сказать что приятней. А вот квик-шифтер, который все вдруг бросились хвалить, совсем не порадовал. Я в какой-то момент даже грешным делом подумал, что у меня нет этой опции и перестал им пользоваться до перепроверки набора опций (он был). Включения жесткие, не похоже на “словно по маслу”. И точно не “безшовное” – на разгоне мот имеет заметный провальчик и потом подхват в тяге. Очень надеюсь это из-за неприкатанности коробки и, после первой смены масла, это уйдет, Но до квика иксэра 1000, обкатанного мной за неделю до этого, мне кажется ему очень далеко. Даже на младшем иксхеренке он работает куда как мягче. На 1250 на первых трех передачах диапазон в котором квик отработает комфортно очень узок, но хотя бы прогнозируем. В новом отловить логику не удалось.
Звук двигателя стал тише. Банка глушителя стала сильно меньше и ура – можно покупать одинаковые прямоугольные инструментальные ящики в леруа-мерлен без выпила под глушак и симметрично ставить. Давно не понимаю эту тягу делать огромные, высокорасположенные банки для мотоциклов не планирующих погружаться вброды по йайтцы пилота. То небольшое количество райдеров кто это делает – могут поставить себе персонально задранную банку, а лучше купить более подходящий мотоцикл. Но в звуке мотоцикла теперь стали отчетливо слышны жужащие звуки, как будто электромоторчик работает, и едешь словно в паре с электробайком. В целом звук совсем не выразительный, и по предудыщему опыту с акроповичем подозреваю, что эта опция проблему не решит. Пожалуй, что это первое, что я стану менять в мотоцикле, хотя не любитель звуковых бубнений и вполне езжу на стоке, но текущее уже совсем за гранью добра и зла. Нужно ждать что предложит афтермаркет.
Сам двигатель не сильно изменился. Да чуть вырос и момент и мощность. Подхват на 3-4 тысячах оборотах чуть уверенней, плотный, но не глобально. Возможно, основной прирост и изменение мощности произошел на высоких оборотах, но не многие там ездят и значит, не всем это будет очевидно. А у меня мотор еще на обкатке, после первого ТО уже погоняю на высоких оборотах полноценно чтобы сделать заключение. В общем, опять хоть очень небольшое улучшение есть, но не прорыв. По режимам вождения – увеличили разницу в резкости реакции двигателя на ручку газа. В динамик и роад она более чем раньше очевидна, хотя мощность не купируется ни в каком случае, и это удобно. Еще кстати, на новом двигателе заметен вращательный момент поперек направления движения. Можно на холостых крутануть резко ручку газа и мот слегка наклонится вправо. Это на р18 очень сильно заметно при старте, на 1250 такого эффекта нет, я специально проверял.
Подвеска стала более упругой и более сбитой. Наверно это именно то, чего мне не хватало в предыдущем гусе. Мотоцикл стал более дорожно ориентированным, но при этом менее комфортным на плохой дороге. На разбитом асфальте ушла монументальность на кочках. Т.е. подвеска все отрабатыет, вопросов нет, ехать можно быстрее, но при этом, в тебя ямки и кочки передаются в почки, полицейские, хоть и лежачие, тоже умело по ним отрабатывают. Подвеска стала ближе к иксхеру. Нет, конечно, она не так же пинается, что с замиранием сердца вглядываешься в каждую тень, боясь пропустить ямку. Но новый гусь явно отъест у него того потребителя, которому только чуть не хватало скорости в поворотах.
Стоит заметить, что при опции DSA теперь можно каждую из настроек роад, динамик или эндуро еще более тонко настраивать (больше настроек чем раньше в про), возможно даже настроится в более комфортный режим, чем старый. Пока с этим не игрался, посмотрим после первого ТО.
По гравийке удалось пройти буквально несколько километров. Я не большой мастер оффроуда, поэтому заключений давать не буду. Пока не понял. После обкатки и установки дуг буду посмотреть более детально.
Видел, что в опциях уже есть “спортивная” подвеска, которая в терминах бмв-моторрада значит подвеску от будущего эдвенчера. И по отзывам тех, кто на ней катал, это значительный шаг в сторону офф-роуда. У меня 1250й есть с адв подвеской, разницу я чувствую, но не сказал бы, что она глобальна. И возможно она не так и глобальна в 1300 как о том пишут.
Тормоза более всего удивили задние. Похоже и сам рычаг заднего тормоза наконец приподняли повыше, а может посадка и перераспределение усилий так работает, но нажатие на задний тормоз ощутимо сильнее придерживает мотоцикл. По передним тормозам тоже удовольствие работать – четко, информативно, без нервности, клеваний и прочего. Как мы и привыкли, но чуть-чуть лучше. АБС работает мягко и своевременно.
Ветровичка у стандарта мне всегда не хватало. Но на новом ,в верхнем положении электронной регулировки, поток дует только в самую макушку и не доставляет дискомфорта. Если повешать прищепку – то будет все отлично. Это при моем росте 2 метра, большинству будет отлично и так. Когда опускаю вниз, сразу понимаю, насколько много этот небольшой ветровичек убирает. И в любом из положений баффетинга, завихрений и прочего нет. И в остальном ветрозащита на отличном уровне. В дождь не ездил пока.
Приборка старая, привычная, но есть некоторые новые логики работы, что доставило достаточное количество неудобств. Кнопку зажигания перенесли на место кнопки подогрева ручек/сидений. Мне и раньше не нравилось, когда на эту кнопку вешали оба подогрева и вместо быстрого выбора режима работы ручек, приходилось начинать вращать кольцо всевластия, чтобы настроить уровень работы, а теперь стало еще на одну кнопку под пальцами меньше. А ведь подсветки кнопок до сих пор не завезли и кнопки, которые можно найти на ощупь, на вес золота. При этом, на новую мультикнопку с другой стороны повесили кучу настраиваемых функций и теперь ни подвеску оперативно настроить, ни подогревы.
Да, новая мультикнопка настраиваема на долгое нажатие и быстрое, и уже затем, мы можем скорректировать радар/подвеску/подогрев/стекло/чтототам еще. Но по сути, нужен быстрый доступ к трем настройкам: ветровик, подогревы и подвеска, а эти простейшие действия заставляют лазить по меню и помнить, что там у тебя было настроено.
Активный радар особо не заценил. У нас тут один автобан на 20 минут езды, а остальные дороги в основном узкие, извилистые и затычные, да и смысла тупить за кем-то в спину на мотоцикле я не понимаю, но попробовал – работает исправно. При этом квиком можно перекидывать передачи без отключения режима слежения. Хотя в целом, бесполезная штуковина, как мне кажется. Но вот принудительное предовращение столкновений, которое работает даже при отключенном радаре, реально мешает жить. Пару раз делал разгон в своей полосе пока встречка еще идет, чтобы выходить на встречную полосу уже на скорости, но радар видел сближение с попутной машиной и осаживал меня зажимая тормоза – при этом ручка тормоза проваливается и поначалу вообще не понимаешь, что произошло. Не успел разобраться, можно ли отключить эту функцию совсем, очень надеюсь что да, но в целом это какой-то треш. Update: разобрался – отключить можно, даже прямо на ходу в меню.
А вот сигнализация мертвых зон прекрасно работает. Хотя эти треугольнички в зеркалах перефирийным зрением не всегда видны днем, но ночью они прекрасно отслеживаются. Хорошая опция, хоть и не обязательная.
Ну и новый лючок под телефон. Без беспроводной зарядки. Айфон промакс влезает. Но в целом это не удобное решение: юзб зарядка реализована не удобно – нужно искать отдельный маленький проводочек, чтобы заряжать устройства. Обычный длинный запрятать некуда. Вывести на наружнее устройство проблематично (например гарнитуру или камеру заряжать). Крышка одно дело не удобная, а второе – мешает установки переходных колец под кучу разных сумок. Мое гиви кольцо встало, но сумка не смогла пристегнуться. Ну и минус литр по горючке ради этого всего?
В целом мне мотоцикл понравился. Это наверно, не тянет на революцию, это хорошая эволюция в каждом аспекте, везде понемножку, но лучше (пока только к коробке вопросы). Да, все улучшения, что удалось опробовать, в сторону дорожного применения. Но это все тот же узнаваемый старый добрый гусь. Хорошая попытка не дать ктм и мультику отъедать часть аудитории и попытаться снять с себя клеймо пенсионерского мотоцикла. Изменения, которые я вижу, скорее сместили акцент на более скоростную езду, нежели на комфортное разрывание пространства вне времени. И я не уверен, что это то, что нужно было большинству его предыдущих потребителей, но способно привлечь новых. И в то же время, бмв оставила нам возможность сохранить привычный треугольник посадки – есть опции подножек и руля, сидений, есть куча настроек подвески.
И честно сказать, мой путь к гусю лежал через преодоление стереотипов навязанных разными блогерами и обзорщиками про то, что большой гусь медленный, вальяжный, что конструкция боксера на мото архаична, что в целом гусь сильно переоценен, а ездят на нем только мажорные пенсионеры из европы или не умеющие ездить на мотоциклах нефтяники. Однако, однажды вынуждено сев сам, а потом послушав кучу гостей со всего мира приезжающих с рассказами, что там у них большой КТМ, Мультик, спорт, или еще какой пожиратель километров, я знаю, что гусь в итоге легко меняет мнение о себе после катки в несколько дней. Это просто получение удовольствия от дороги, а не борьба со спортивным снарядом и своеми амбициями. И я понимаю, что для обычного человека, кто не готов проводить кучу времени в тренировках на треке или на полянке для искусственного офф-роуда, для кого запредельные скорости или говна по бак не приоритет, но возможность, д, для кого важна постоянная высокая готовность и отказоустойчивость техники, гусь и раньше был лучшим вариантом, а теперь он еще более может больше, чем обычный мотоциклист.
Для себя я однозначно закрыл вопрос с ХР или мультиком: мне негде в полную реализовать их потенциал в Черногории – тут медленные, затычные серпантины, плохие асфальты, плохие сервисы, постоянные срезки дорог но есть желание открывать новые маршруты, не зная что за поворотом. И раскрыть ни подвеску, ни тем более мотор в полную меру, возможности нет. И со всей когортой среднекубатурной техники, в ко , я тоже перестал заигрывать тем болееторую я пытался пробовать последний год, я тоже наигрался: да, туарег или тенера легче, но не настолько, чтобы я мог менять свои маршруты только поэтому. Это не 150 килограмовые хонда црф300 или ктм 690м. Во всем остальном они проигрывают (кроме цены). И для меня новый гусь приносит ту небольшую толику всего что мне не хватало в старом.
И нет, новый гусь не стал дороже. Стало больше опций и возможность заточить под свои потребности. И в целом, ценник укладывается в текущий уровень инфляции в одинаковых комплектациях.
Но я сажусь на старого 1250 гуся, как в домашние тапочки. И понимаю, что в целом он не сильно медленней подо мной. И все-таки что он комфортней. И я бы не бежал его менять на обновленного гуся. Тем более сейчас на старте. Это хорошая плановая замена, но не то, что вдруг изменит подход к стилю вождения или откроет новые горизонты, недоступные прежде. И он не вызовет щенячий восторг, словно вы впервые в жизни купили мотоцикл. С удовольствием. Когда уже нет времени и желания на мелкую суету и поллюционирование от одного прикосновения. Именно то, что мы и ценим в гусе.
Ну и чтобы сравнить самим – велкам в Черногорию. К весне будет пару 1300х в разных комплектациях и конечно, старые добрые 1250 для прямого сравнения. Ну и красоты, серпантины, море и прочие удовольствия.
А видеообзор можно глянуть тут https://youtu.be/CqJ36q1wh6c