Маршруты

 

ДОРОГИ НА МОТО ПО ЧЕРНОГОРИИ

Я переехал в Черногорию на мотоцикле в 2016 и первые пару лет ездил только вдоль побережья. В целом я знал, что где-то там есть север, но мне хватало и малых прохватов вдоль моря.
Но однажды попав на север Черногории я окончательно влюбился в эту страну.

Страна крошечная, линия побережья всего 120 км и многие проехав по этой линии из Хорватии, Боснии в сторону Албании (или наоборот) считают, что они видели Черногорию и ставят галочку в списке посещенных стран.

Однако это большое заблуждение. Нет, это чудовищное заблуждение. Мне хочется отловить каждого мототуриста и заставить его проехаться по северу Черногории. В одном из моих туров был яхтсмен, который до этого посетил страну  “раз тридцать и что там делать”. После тура на мото он поблагодарил меня словами, что даже не подозревал о том, что страна настолько разнообразная и что “оказывается я и не посещал ее ни разу”.

Я постоянно делюсь маршрутами и каждый раз рисую их не только тем, кто арендует у нас мотоцикл, но и всем желающим (по мере возможности, конечно). Понятно, что у каждого свои предпочтения, кондиции, навыки вождения, выносливость, творится разная погода, я пытаюсь каждый раз адаптировать и сразу и потом на лету под ход райдера, но в целом рекомендации одни и те же. Поэтому я решил поделиться не конкретно маршрутами (хотя их тоже будет парочка коротких, а остальные я продолжу накидывать под конкретные задачи), а кусочками дорог или мест, которые стоит посетить. Это для того, чтобы было проще самостоятельно сложить все в многодневный маршрут исходя из ваших хотелок.  Конечно, это не все, что стоит посетить и увидеть в Черногории, но думаю, что глубже уже надо подгонять по интересам.

Маршруты я даю в гугл.мепс – это наиболее простой способ чтобы просто загрузить на телефон. Но имеющий сильные недостатки – передаются базовые точки, не более 10, иногда гугл начинает простраивать маршрут не так, как строил мне, при этом в условиях Черногории он вполне может послать по офф-роуду или менее приятным дорогам. Поэтому я буду прикладывать картинку того, что должно быть. Одновременно буду прикладывать файлы в формате гпх для навигаторов или приложений (это в процессе). 

Я не большой фанат исторической и культурной стороны вопроса, поэтому больше прокладываю дороги для каталки, чем точки для осмотра развалин или выкоебин, но и откровенные посылы в катку ради одной только катки стараюсь избегать. Все знаковые места будут на дорогах или рядом, просто не стану заострять на этом внимание в описаниях.

Начнем с однодневных маршрутов: 

На 1 день. Открыточный маршрут

Хотя я не большой фанат побережья, однако и здесь есть места ставшие открытками Черногории. В этот маршрут включены:

– неторопливые объезды Бока-Которской бухты (в районе Каменари нужно будет сесть на паром, 2.5 евро с мотоцикла за проезд, 20 минут по воде, в очереди мотоциклисты не ждут, поездка приятная и фотографичная, все просто даже первый раз).
По пути городки Рисан, Пераст, Котор. Весной и осенью, зимой можно и прогуляться, но летом не рекомендую – толпы туристов и зной. Можно часть маршрута срезать через Тиват, но летом соваться я не рекомендую – там пробки, хотя лухари марину Порто Монтенегро может и стоит посетить, тем более там один из моих любимых ресторанов в Черногории, который не стыдно рекомендовать.  

– проезд по которскому серпантину. Видовые площадки, около тридцати 180 градусных шпилек. 

– посещение национального парка Ловчен (сейчас за въезд берут 3 евро платы, плюс за само посещение видовой площадки с мавзолеем – дополнительно 8, я не любитель таких моментов, предпочитаю объехать через симпатичные Негуши). Но если есть время Ловчен посетить приятно и можно чуть спастись от прохлады. 

– проезд по исторической столице Черногории – Цетинье. Там можно пообедать, например в ресторане Kole. Порции, националитеты и цены уже гуманные и ближе к северному образцу. Можно и прогуляться по пешеходной улице и прочие культуроведческие изыски.
Спускаемся по узкой дороге к лучшей смотровой над Река Црноевича (место называется подкова, его легко узнать)
Точка Macalov Brijeg – красивое местечко выпить кофе, съесть прыганицу, кто-то может позволить себе хорошую ракию (я про пассажиров, конечно же)
В самой Река Црноевича можно взять лодочку и прокатиться по воде. Есть дружественные байкеры владелец лодок – лучше к нему, контакт.
Дальше старой узкой австрийской дорогой доходим до Вирпазара. Не порекомендую здесь ни кофе, ни перекуса, лучше не останавливаясь.
– старая дорога к побережью на Петровац
– Свети Стефан по дороге вдоль побережья и на базу

На 1 день. Южное побережье и Скадарское озеро. 

В заголовке ссылка на маршрут для очень плотной катки на весь день, без особых залипаний на фоточки и прочие неги. Есть более простой вариант маршрута, которого однозначно тоже хватает на весь день, особенно если вы выезжаете только в часов в 10 утра – ссылка.

Основные моменты:
уходим по красивой трассе над Будвой в сторону Цетинье (есть пару смотровых для остановки для лицезрения будванской ривьеры).
В Цетинье в этот раз не заезжаем, хотя если уверены в своих силах можно заехать полюбоваться крокусами весной или прогуляться по пешеходной улице ради кофе.
Если вы уже ехали предыдущий маршрут, то дальше маршрут до Вирпазара перепрокладываем через Подгорицу, например заехав на местную Ниагару. Гастрооргазмировать там не стоит пытаться, но стоит тут, не заказывайте только многаблюдов – они реально могут быть огромны.
Спускаемся по узкой дороге к лучшей смотровой над Река Црноевича (место называется подкова, его легко узнать)
Точка Macalov Brijeg – красивое местечко выпить кофе, съесть прыганицу, кто-то может позволить себе хорошую ракию (я про пассажиров, конечно же)
В самой Река Црноевича можно взять лодочку и прокатиться по воде. Есть дружественные байкеры владелец лодок – лучше к нему, контакт.
Дальше старой узкой австрийской дорогой доходим до Вирпазара. Не порекомендую здесь ни кофе, ни перекуса, лучше не останавливаясь. И отсюда у нас два путя – либо по первому варианту маршрута старой дорогой на Бар, либо более простым вариантом. 
Следуем по первому варианту и уходим по старой дороге на Бар. Как раз на этой дороге есть видеогеничный заброшенный тоннель от разобранной узкоколейки. Но в жару там прохладно и могут спасаться от жары стадо коров. Бывает сложновато пробить себе дорогу среди этих животных и.. ну и касаться земли там в по этой же причине не рекомендую. Тем более завалиться на мокрых камнях, хотя это все равно лучше чем работать ))
В городе Старый Бар можно прогуляться, можно ограничится проездом мимо.
Выходим на побережье и по хорошей дороге вдоль моря мчим на Ульцинь через оливковую рощу. Там пару смотровых я обозначил. В сам Ульцин стоить заезжать если хочется прогуляться по крепости, на окраинах есть хороший ресторан в сосновой роще (может не работать ранней весной, зимой и поздней осенью).
Дальше есть вариант скатать до Ады Бояны (старейшая нудисткая деревня в европе) ну или в любое место Велика Пляжа – 14 км косы из вулканического песка. Там все примерно одинаково, так что можно не ехать глубоко: песок, мелко, ветренно.
Но мой маршрут уводит дальше в сторону границы с Албанией. Не доезжая границы попадаем на смотровую Vidikovac Stegvas, где можем с высоты узреть одновременно Скадарское озеро и Адриатическое море.
500 летняя каштановая роща особенно интеересна зимой или когда еще (уже) нет зелени, но и летом приятно проехать по прохладе. В целом скорее ее надо просто пережить на моте.
И затем дорога идет с потрясными видами над самим Скадаром. 
Воспользуемся старой дорогой на Петровац чтобы вернуться к побережью и уже через Свети Стефан едем на базу.

На 1 день. Бока-Которская бухта, Которский серпантин, Св. Стефан и Острог 

Маршрут на один день для тех кто ну очень хочет посетить православную святыню высеченную в скале. Единственное что предупрежу – в жаркую погоду аккуратнее с подъемом в сам монастырь. Остальные моменты описаны в других маршрутах. 

 

 

На пару дней. Асфальтовый маршрут по основным местам с плотной каталкой

Собрал максимум что можно запихнуть в пару дней. Можно подустать, но все дороги асфальтовые, просто 300 км по Черногории два дня подряд – это не по Сибири шарашить по прямикам.
 1й день
 2й день

На 5+ дней. Асфальтовый маршрут без выездов из Черногории 

Собрал все основные интересные асфальтовые дороги и места. Каждый день рассчитан на 5-5,5 ездовых часов. В любой из дней есть, что исключить на случай непогоды. Учитывая обеды, перекуры и остановки это нормальная плотность движения. Конец маршрута выбран так, чтобы можно было найти приличное жилье. Конечно, есть моменты и остановки которые вы не найдете без гида, но в целом сложить представление о стране сможете.
Не хватает по хорошему только национального парка проклетье, там тоже есть чем заняться на сутки, особенно если у вас есть возможность посетить Албанию (с 23 года для рф паспортов только с визой Албании или шенгенской.
В любой день можно добавлять дорожки по гравийкам и полям, но это отдельная работа, так можно маршрут и на пару недель растянуть.
На третьем дне можно выехать в сторону Боснии и Герцеговины и добавить пару дней катки с ночевками в Сараево и Мостаре. 

 1й день (Sv. Stefan, Bar, Ulcin, Skadar NP, Rijeka Crnojevica)

 2й день (Delaj, Grlo Sokolovo, Bukumirsko jezero, Moraca canyon, Kolasin)

 Альтернативный вариант с выездом в Албанию  (SH20 panoramic road, Prokletje NP,   Moraca canyon, Kolasin, но для РФ паспортов теперь нет безвиза даже летом)

 3й день (Biogradska gora NP, Đurđevića Tara Bridge, Tara canyon, Durmitor, Nedajno, Mratinje dam, Piva lake)

 4й день (Durmitor, Trsa, Sedlo pass, Prtas,  Savnik, Kapetanovo lake)

 5й день (Ostrog, Boka-Kotor bay, Risan, Perast, Kotor, Kotor’s serpentine, Lovcen NP, Cetinje, Budva)